Александр Ким приехал учиться в Ленинград в 1969 году, услышав о нашумевшем
спектакле «Весна в ЛЭТИ». В ЛЭТИ он пришел петь в хор, увлекся авторской песней.
По окончании обучения в ЛЭТИ Александр Ким не стал защищать диплом. Он решил
посвятить себя музыке и сначала закончил музыкальное училище, а потом, сдав
экстерном экзамены, поступил в консерваторию на дирижерско-хоровой факультет.
В течение многих лет Ким руководил хором агитбригады хора ЛЭТИ, которая
разъезжала в праздники с концертами по деревням Ленинградской области. В
репертуаре агиточного хора, который насчитывал до 50-ти человек, были не
только патриотические песни и песни бардов, но и хоровая классика. Ким создал
в хоре ансамбль авторской песни, а потом ансамбль квартетов.
Неcколько лет после окончания консерватории Александр Денхенович руководил хором
ЛГПИ и одновременно вел класс гитары и кружок авторской песни Радиополитехникума.
По распределению Александр Ким попал в поселок Терволово Ленинградской области.
Нелегко поначалу было создать в области хор и Ким параллельно взялся вести класс
гитары в поселковом клубе. За 15 лет работы Киму удалось привить любовь к
авторской песне не только поселковым ребятам. Все население поселка и ближайших
окрестностей собиралось на их отчетные концерты в клубе Терволово. В последние
годы стали приезжать в гости коллективы авторской песни из Питера, Соснового Бора,
Ломоносова. После завершения каждого сезона традиционно все участники коллектива
во главе с Кимом выезжали на несколько дней на Вуоксу.
Саша всегда очень любил ездить в лес, на озеро, на природу. Только там он
чувствовал свободу, так необходимую для своего творчества и существования.
Часто ездил один. Из одной из таких поездок он не вернулся…
В душе каждого из людей его окружавших он оставил частичку себя, а песни,
которые он когда-то принес в хор ЛЭТИ и сегодня поются в хоровом кругу.
К сожалению, ни разу не общался с Александром Кимом,
но на душе почему-то боль невосполнимой утраты.
От себя лично и от сегодняшнего хора ЛЭТИ - низкий поклон этому человеку
за то, что он делал тогда и сейчас....
Мы, старички Техноложки, с любовью и благодарностью будем вспоминать
его сияющее лицо...и гитару...и любимые походные песни, которые
учили с его голоса.
Не верю, что Кима нет. Всегда буду помнить его песни, его плов, раз в полгода он дарил нам это в к.162
четвертого общежития c 75 по 81 год.
Саша Ким, тонко чувствующий, деликатный, небыкновенно талантливый человек! Пел - душой.
Трагическое известие, преждевременная невосполнимая утрата...
Имел счастье лично общаться с Сашей, иногда даже - круглосуточно, наши комнаты: его 47,
моя 27 в общ. ЛЭТИ на Студенческой 4 находились, практически одна против другой.
Часто встречал молчаливого, на вид угрюмого соседа. Но когда он улыбался, его лицо "озарялось"
улыбкой - другого слова мне не подобрать. Знал, что это однофамилец известного барда. Познакомились
мы при необычных обстоятельствах. Как-то перед очередным экзаменом в разгар сессии часа в два
ночи мне стали мешать глухие удары, периодически повторявшиеся где-то по-соседству. Оказалось,
что в комн.47 шла репетиция небольшого ансамбля состоящего из гитары, аккордеона и контрабаса.
Жильцы комнаты, забыв о делах земных, обнимали свои инструменты и благоговейно следили за своим
дирижером, который метался от одного исполнителя к другому. На стенах висели: еще пока
невостребованные труба, домра и др. Трубу потом тоже часто приходилось слышать... Потом в комнате
появилось еще и пианино. Хочу уточнить, Саша Ким учился в группе 831, стало быть, поступил в ЛЭТИ
в 1968 г. Занимался самбо - боролся на первенстве города, имел II разряд. После перелома руки -
бросил. В Хор пришел в 1972 г. после поездки Хора в Германию, пел в баритонах, в тенорах, затем
по просьбе дирижера снова в баритонах и всегда ходил в столпах партии. Когда я под влиянием
Сашиных рассказов изъявил желание прийти в Хор, он долго меня отговаривал - молча качал головой,
потом говорил: "Нет, Яша, это организация серьезная, тебе она не подойдет". А этому предшествовала
такая история. Я попросил Сашу дать возможность поиграть в его "комнатном" ансамбле, у меня был
небольшой опыт на классической семиструнке. После долгих уговоров он принес мне пьесу, по-моему,
это был "Музыкальный момент" Гевиксмана. К сожалению, пьеса мне не давалась... Недели через три
Ким молча забрал ноты и больше к этой теме мы не возвращались. Видимо, я не показался ему серьезным
человеком... В Хор я все-таки попал, но уже через тогдашнего старосту Володи Дорофеева. Дуэт
Ким-Дорофеев в то время возник в холле второго этажа общежития. В.Дорофеев жил в комнате 162
против холла пятого этажа.
Репетиции начинались примерно так. В холл второго этажа выходит с гитарой Саша Ким, перегнувшись
через подоконник открытого окна, кричит на пятый этаж: "Дорофей!!!". Через минуту спорхнувший с
пятого этажа Дорофеев появляется в холле и репетиция дуэта начинается. В репертуаре у них даже
исполнялся "Дуэт Лизы и Полины" из "Пиковой дамы". Дуэт этот продолжался и когда Саша стал учиться
в Консерватории. В то время кто-то из друзей привел его в клуб "Меридиан" ДК Ленсовета. Саша там
был прослушан, и ему предложили поучаствовать в городских конкурсах исполнителей бардовской песни.
На сцене клуба электромех. факультета Политеха на конкурсе "ТОПОС" этот дуэт исполнял "Дорожную"
Никитина и "К чему нам быть на "ты", к чему?..." Б.Окуджавы, где был на голову выше остальных
исполнителей. Они победили во всех турах и были делегированы на более престижный - городской конкурс.
Но в этом конкурсе дуэт не принял участие. На мой вопрос Саша ответил: "Я же учусь в консерватории,
у нас с остальными будут неравные условия, мы отказались.
После 4 курса Саша не стал сдавать сессию, забрал документы из ЛЭТИ и стал поступать в музучилище
им. Римского-Корсакова. Но с первого раза поступить ему не удалось - сказался перерыв в занятиях по
Фортепиано, но за год он сумел так подготовиться, что был принят сразу на второй курс этого
престижного музучилища, по окончании которого сразу поступил в Консерваторию.
Рассказывать о Саше можно долго, мне кажется, я помню все его высказывания в наших беседах.
Говорил он мало и тихо, но был непререкаемым авторитетом; все его фразы, казались завершением
длительного мыслительного процесса, часто были неожиданны и по-восточному мудры и афористичны.
Последний раз я видел Сашу Кима в ЛЭТИ на 40-м отчетном, куда он приехал со своими учениками из
Терволово. В перерыве к стоящему в ряду кресел Саше Киму было не пробиться. Очередь из желающих
прикоснуться выстроилась длинная. Не на всех хватило перерыва. Я все надеялся добраться к нему
в Терволово, но, к сожалению, опоздал...
Я хочу сказать, что испытал на себе и видел на других воздействие какого-то магического
поля, которое существовало вокруг этого Человека. И каждый, попав в это поле, становился
не просто почитателем Саши Кима, но и его последователем: в манере исполнения, в отношении
к звуку, к музыке.
.