Слово о хоре.
Если бы мне был задан вопрос:
"Чему в первую очередь учишь ты своих учеников - певцов хора и студентов Консерватории?" - я ответил бы: "Учу восхищаться музыкой, учу слушать ее, и, главное, - услышать в ней художественно-образное содержание, услышать живой рассказ. Только после этого у исполнителей может появиться душевный подъем, прилив творческих сил, который называется вдохновением". Постоянным требованием, предъявляемым исполнителям, всегда считал требование осмысленного пения - петь не ноты, а мысли. В любом произведении стремился к тому, чтобы эмоциональная сфера всегда была содержательной и осмысленной, а смысловое начало несло бы эмоциональный подтекст. Чтобы, думая, певцы переживали, а переживая, размышляли, образно представляли.
В работе над хоровым произведением, в раскрытии его содержания большое значение приобретали смежные искусства. В творческой биографии хора ЛЭТИ, а также и хора ЛТИ, было много примеров, когда литература, поэзия, живопись, архитектура помогали эмоционально-образному раскрытию содержания исполняемых хоровых произведений. Так, при подготовке к концертному исполнению оперы А. Аренского "Рафаэль", кроме сообщения о жизни и
творчестве композитора и художника, были показаны диапозитивы картин великого итальянского живописца. Кроме этого, была дана историческая характеристика прославленных филармонических залов Санкт-Петербурга - "Большого" и "Малого", где предполагались выступления объединенного студенческого хора. Все это было направлено на то, чтобы вызвать у исполнителей осознанный творческий интерес и повышенную ответственность к предстоящему выступлению, побудить их к вдохновенному труду.
Большой след в творческой жизни хора ЛЭТИ и хора ЛТИ оставила работа над хоровым произведением "Как песня родилась". Достоинство этого сочинения в первую очередь заключается в том, что в нем воедино слились мысль двух авторов: композитора Георгия Свиридова и поэта Сергея Орлова. Получился удивительный сплав интонационной достоверности, где музыка наполнена поэзией, а слова - музыкой. Возникает впечатление, что не только композитор озвучил слова поэта, но словно и поэт написал свои стихи на уже сочиненную музыку.
Песня эта повествует о жизни, о любви, о земных дорогах, по которым хожено было много... и трудно было не раз. А главное в ней - воспоминание о том, как жила девчонка "за рекой за Шексной одна", - что и послужило рождению самой песни и ее лирико-повествовательному характеру.
Произведение написано в куплетно-вариационной форме с запевом. Каждый новый куплет проявляется новыми звуковыми сочетаниями, новой хоровой оркестровкой, новыми поворотами мелодического рисунка, новыми подголосками. Все это создает как бы поток непрерывно льющейся мелодии, подобно течению вольной реки, несущей свои чистые прозрачные воды.
Интонационный строй хора вытекает из русской песенности и русской речи. Композитор удивительно точно выражает внутренний смысл слова, передавая звуком зримые образы.
При разучивании этого сочинения было желание услышать интонационный строй поэтического текста, его певучую звучность, а также найти связь речевой выразительности с музыкальной. Хотелось вызвать у исполнителей ощущение полной душевной гармонии, добиться от них такой простоты и искренности, чтобы произведение стало художественной правдой, живым рассказом.
Мой исполнительский план обосновывался личными впечатлениями, жизненными аналогиями. А они заключались в том, что я, принимая участие в традиционных походах хоров в лес, слышал их пение у костра. Трудно передать словами красоту этого пения! А она - эта красота - заключалась в исповедальной искренности, в неподдельной простоте. Каждая спетая песня как бы растворялась в окружающей природе. Ей исполнители открывали свои сердца, делились своими сокровенными думами и чувствами. И я в своей работе над этим произведением стремился использовать этот жизненный пример.
Какие еще страницы из летописи хора мне наиболее памятны? В первую очередь назову повседневные репетиции, на которых "озвучивались" намеченные исполнительские планы и где преобладал энтузиазм исполнителей, их желание познавать мир прекрасного, имя которому - музыка.
С благодарностью вспоминаю своих помощников: Виталия Сергеевича Фомина, Зинаиду Григорьевну Коваль, Клавдию Степановну Егорову, Бориса Карандасова, Алексея Кутузова, Александра Марголина, Александра Чернова, Александра Горева, Галину Ковтун и всех старост хора - от Тани Горбуновой до Наташи Огневой.
Как не вспомнить тех, кто создавал хор на заре его становления?! Назову некоторых из них: Таня Горбунова и Алик Непомнящий; Саша Чернявский; Саша Мехлис; Тамара Дмитриева; Нина Селезнева, Люда Овчарова; Наташа Петровская; Толя Мартынов, Игорь Румянцев; Саша Алексеев; Лена Лазарева; Валерий Иоффе и Светлана Кожина; Ира Ермакова и Слава Скуратов; Фая Иванова; Валя Одинцова; Таня Вагина; Алла Якубенко;
Алла Корж; Зорик Лерман; Володя Максимов; Володя Матвеев; Коля Новиков; Валя Сиянко; Витя Григорьев; Галя Дейнека и Валя Преснов; Лиля Новикова и Юра Тудер,
Сережа и Игорь Молины и многие, многие другие.
А как не назвать хоровых певцов последующих лет? Вот их имена: Вадик Алексеев, Гена Раксин, Володя Отцовский, Наташа Ефимова, Ира Корованченко, Аня Варламова, Катя Сергеева, Наташа Федорова, Аня Карышева, Володя Дорофеев, Гена и Оля Белаш, Лада и Андрей Левочкины, Лена и Андрей Цай, Оля и Яша Файнерман, Андрей, Маша, Наташа - Мартыновы, Марина Евсеева, Аркадий Сотников, Галя Михайлова, Ира Гаврилова, Катя Вохминина, Надя Кислова, Люда Исправникова, Женя Канторович, Сергей Крайзмер, Оля Анисимова, Валерий Шевцов, Наташа Ямова, Галя Косматова, Таня Гурьева, Таня Трифонова... Этот список можно продолжать и продолжать.
Можно ли забыть участников знаменитых капустников: Раю Терехову, Наташу Огневу, Тамару Якобсон, Лену Наумову, Таню Захарову, Любу Шендерову, Настю Шалаеву, Володю Масленникова, Сергея Орлова, Сережу Молина и многих других.
Нельзя не отметить наши отчетные концерты в переполненном актовом зале института, где число певцов хора доходило до... 140 человек! "Как хороши, как свежи были розы"... Над сценой висел плакат: "Хор-консерватория ЛЭТИ". Наверное, здесь был бы уместен и плакат со словами В. Шекспира:
Тот, кто не носит музыку в себе,
Кого не тронут нежные созвучья,
Способен на измену, подлость, хитрость,
Не верь ему!
|
Вспоминаются ежегодные гастрольные поездки - в Москву, Киев, Минск, Харьков, Одессу, Львов, Горький, Волгоград, Новгород, Ригу, Таллин, Вильнюс, Каунас, Печоры..., а также в Дрезден, Майсен, Гданьск, Будапешт.
А какую радость и гордость испытывали все мы от удачных выступлений в Филармонии, Капелле, Консерватории, на хоровых конкурсах и фестивалях, где завоевывали звания лауреатов, призы "За лучшее исполнение народной песни" - Каунас, "Ювентус-74", "За лучшее исполнение студенческой песни" - Ленинград, 1976 год, "За лучшее исполнение современной хоровой музыки" - Каунас, "Ювентус-83", и другие награды.
В концертных программах хора исполнялись произведения без скидок на самодеятельность по своей сложности: "Развалину башни..." С. Танеева, "Метель" С. Василенко, "Увели нашу подружку" В. Салманова, "Biatus Vir" Моцарта, "По буквари" В. Рубина, хоровые концерты Д. Бортнянского, С. Рахманинова, А. Архангельского, фрагменты концерта "Пушкинский венок", кантаты "Ночные облака" - Г. Свиридова, хоры И.С. Баха, Г. Генделя, композиторов эпохи Возрождения.
Нельзя не вспомнить исполнение хором сочинение композитора М. Парцхападзе "Озеро" в Будапеште, где слушатели-венгры заставили нас бисировать эту хоровую миниатюру 3 раза!!! Успех исполнения "Озера" повторился и на хоровом конкурсе в Каунасе: там председатель жюри конкурса литовский композитор Кавячкас за исполнение этого произведения преподнес хору ЛЭТИ все цветы, подаренные ему в тот вечер в честь его 70-летия.
И еще многое можно вспомнить: памятным страницам нет конца...
Дорогие участники хора разных лет, а вас была не одна сотня человек, - спасибо вам за вашу любовь к музыке, спасибо за то, что на протяжении многих лет вы были моими единомышленниками.
Низкий вам поклон.
А.И. Крылов.
|