КАК НАЧИНАЛСЯ ХОР ЛЭТИ
В новейшей (послевоенной) истории института понятие "хор ЛЭТИ" впервые, по-видимому, появилось в 1951 году. Тогда это была группа человек в 20, которая исполняла преимущественно песни советских композиторов. Руководители этого хорового ансамбля часто менялись. В 1953 году руководителем хора стал известный ленинградский хормейстер Григорий Иванович Беззубов, концертмейстером - Елена Андреевна Аплаксина.
Прекрасный музыкант, с сильным красивым голосом, начал серьезно заниматься с коллективом. Он, прежде всего, ввел изучение нотной грамоты, принося на репетиции большие плакаты с нотами разработанных им упражнений и распевок. Ноты репетируемых произведений размножались фотографированием, или переписывались от руки. Репертуар хора стал пополняться сложными новыми вещами. Здесь были и русские, и украинские песни (Трушица кудрявая", "Березка", "Стоит гора высокая"), произведения классики ("Парус" Варламова, "Весна" Шумана", "Приют" и "Музыкальный момент" Шуберта). Репетиции хора стали систематическими, удалось привлечь в хор пополнение, нас собиралось уже до 80 человек. Хор записали на ленинградском радио. Особенно ярким событием явилось для хора его участие в ныне уже легендарном студенческом спектакле 1953-54 гг. "Весна в ЛЭТИ", авторами которого были тогдашние студенты А. Колкер, написавший музыку, и К. Рыжов, М. Рябкин, М. Гиндин, М. Смарышев, И. Трегер, сочинившие текст. (Первые четверо авторов стали позднее известными профессионалами). Много сил, энтузиазма, смелости, молодого задора потребовалось большому студенческому коллективу для того, чтобы написать текст, музыку, суметь в очень короткие сроки поставить спектакль. Если учесть, что в нем было занято более 150 студентов нескольких самодеятельных коллективов (драматический и хореографический коллективы, эстрадный оркестр, хор, акробатическая группа), использовался короткометражный фильм, то станет понятно, какие трудности преодолели авторы и участники спектакля.
"Весна в ЛЭТИ" была с восторгом встречена в институте и городе, достаточно сказать, что на первом представлении весной 1953 г. в Выборгском ДК под напором стремящихся попасть на спектакль студентов была - неслыханное дело! - выломана одна из дверей. Спектакль прошел на многих концертных эстрадах, а в зимние каникулы 1954 г. спектакль был показан на гастролях в Москве. Вспоминает Таня Горбунова, сопровождавшая спектакль в этой поездке в группе первокурсников: "На улице был 30-градусный мороз, а в зале спектакль ожидал исключительно горячий прием. Набит был зал битком, люди влезали даже в окна, двери трещали от натиска желающих, которых никто не мог остановить. Каждая шутка, каждая реплика принимались восторженно. А нам пришлось проходить в зал с участниками, задолго до начала, чтобы попасть в зал". Впрочем, такая же обстановка была и на всех показах спектакля в Ленинграде. В "Весне в ЛЭТИ" звучали прекрасные лирические и задорные песни, притом достаточно сложные для исполнения (самой популярной, видимо, стала "Ночь весенняя спустилась над Невою..."). Участие в этом спектакле стало для хора, пожалуй, наиболее заметным достижением тех лет" хотя как раз хор на спектакле был со стороны наименее заметен, т.к. находился в оркестровой яме.
Здесь уместно отметить, что и в первом "крыловском" составе хора 50-х - 60-х гг. (и, кстати сказать, в хоре ветеранов к нынешнему 40-му отчетному концерту) есть представитель хористов "Весны в ЛЭТИ". Это Валя Пресное, поступивший в институт в 1954 году, сразу пришедший в хор и принявший участие в последних показах спектакля осенью 1954 года (они шли в переполненных огромных залах "Промки" - ДК Промкооперации, ныне ДК им. Ленсовета - и ДК им. Горького). Общественный подъем осени 1956 года, совпавший в ЛЭТИ с бурной первой студенческой целиной, несколько оживил и положение в хоре. Вот как это отражено, например, в одном из номеров "Электрика" начала 1956/57 учебного года (заметка "Ждем вас в хоре" А. Непомнящего и Т. Горбуновой): "Большинство наших хористов не только хорошо учится, но и занимается спортом, музыкой, научной работой. И все очень дорожат своим хором. Это не удивительно -ведь хор, руководимый Г. И. Беззубовым, дает нам очень многое. Все мы любим петь и с большим удовольствием репетируем 2-3 раза в неделю. На репетициях узнаем и разучиваем много чудесных произведений, понемногу привыкаем разбираться в нотах, в музыкальной грамоте. Мы учимся по-настоящему, правильно и красиво петь и вместе с тем понимать музыку. У нас большие планы. Необходимо подготовить интересную программу для отчетного концерта - ведь нашему хору в будущем году исполняется пять лет!... Предполагается организовать поездку хора в зимние каникулы в другой город. А самая заветная наша цель - участвовать во Всемирном фестивале молодежи в Москве... Поступай в наш коллектив, товарищ - будем вместе готовиться к фестивалю!" Однако, несмотря на некоторый прогресс, тогдашняя хоровая жизнь не очень удовлетворяла хористов, а намеченные планы как-то не реализовывались. В то время, как в Ленинграде один за другим стали появляться и быстро завоевывать известность студенческие хоры довольно высокого уровня (ЛГУ - Г. Сандлер, ЛПИ - Л. Раковицкий, ЛТИ - А. Крылов) у хора ЛЭТИ не было достойного положения в институте и в городе, не устраивались ни отдельные хоровые, ни, тем более, отчетные концерты. Мы выступали на институтских вечерах, открывая их несколькими (3, максимум 5) произведениями. Публика на этих вечерах была не хоровая, стремилась только повеселиться. Нас часто использовали для литературно-музыкальных "монтажей", которые были в то время очень популярны. При этом мы пели избитые двухголосные песни, исполняли только по 1-2 куплета. Мы не располагали достаточно серьезной и интересной программой, не имели своего слушателя ни в институте, ни в городе. Григорий Иванович, будучи очень занятым в других хорах, не мог уделять нам много времени и душевных сил. Хор пока не представлял единого сплоченного коллектива. Люди приходили на репетиции, пели, и только. Только это у них было общее. В 1957 году из хора ушла большая группа опытных хористов, окончивших институт. В хоре назрел серьезный кризис. Нужно было вдохнуть жизнь в этот коллектив, в котором оставалось немало больших энтузиастов хорового пения. Ведь студенты ходили на репетиции, несмотря на занятия в две смены, несмотря на огромную загруженность суровым учебным графиком, несмотря на то, что репетировали не в зале (зала еще не было), а в 1-й аудитории старого корпуса. И новый этап в жизни хора наступил - наступил с приходом Александра Ивановича Крылова осенью 1957 г. С этого момента мы и ведем свое настоящее летоисчисление. |