Первый отчетный концерт.Первая такая серьезная и ответственная встреча хора со слушателями состоялась 26 апреля 1958 года - Первый отчетный концерт хора ЛЭТИ. Если хотите, это был первый экзамен, а что такое в жизни первый экзамен, объяснять не приходится. На последних репетициях стрелка часов часто убегала далеко за 11, все уставали, трудно было внутренне собраться, и спеть так правильно и чисто, с таким подъемом и вдохновением, как это должно быть на концерте. И наш неутомимый руководитель снова и снова (как будто энергии в нем больше, чем во всех нас, вместе взятых) объясняет, уговаривает, шутит, сердится, требует и все же добивается своего. И все-таки, на концерте было труднее. Как же мы волновались, как билось сердце, дрожал голос, не слушались губы. Но как хотелось спеть хорошо, заставить зал пережить с нами каждую песню, каждую ноту! Пожалуй, для этого уже были основания. Так или иначе, но мы со страхом и надеждой ждали отчетного концерта. Как страшно было начинать, и потом, после первой вещи, ждать томительно долгую долю секунды реакции зала, переполненного не только нашими друзьями и родителями, но и многочисленными гостями! Но зал обрушился аплодисментами, и мы мгновенно обрели радость и уверенность в себе. Вряд ли, конечно, наше пение было столь уж безукоризненным, но, видимо, богатая, в двух отделениях, насыщенная программа хора и исполнение понравились. И мы щедро дарили слушателям одно произведение за другим, мы готовы были петь еще и еще, хотя голоса уже сели... А потом нас поздравляли и приветствовали, и это тоже было впервые, и очень волнующе. Запомнилось первое выступление - ректора ЛЭТИ 1954 - 1967 гг. Николая Петровича Богородицкого. Как сейчас звучит в ушах начало его краткой речи: "Хор помогает воспитанию молодых инженеров..." Не в этих ли суховато звучащих, но знаменательных словах - подлинное значение хора и для института, и для каждого хориста! Впрочем, в полной мере оно проявилось, пожалуй, несколько позже, в течение нескольких последующих лет работы с хором А. И. Крылова. Итоги первых летОгромный энтузиаст хорового искусства, Александр Иванович сумел быстро приобщить коллектив к новой манере и методике преподавания и организовать его на большую, напряженную работу. Она нацеливалась на обновленный, разносторонний репертуар, на высокий отточенный уровень исполнения. Этому немало способствовали прекрасные помощники Александра Ивановича - сначала Виталий Сергеевич Фомин, а затем - Зинаида Григорьевна Коваль. Оба замечательные музыканты, для которых нет в хоровом пении незнакомого и невозможного, умеющие точно и с юмором показать, и как надо петь, и как не надо, слышать всех и каждого в хоровой партии. Надо ли говорить, что несмотря на напряженную работу и строгую дисциплину на репетициях, для коллектива было характерно радостное настроение, ощущение того, что хор Поднимается на новую высоту. А репертуар: народные песни "Вечерний звон", "Однозвучно гремит колокольчик", "Степь да степь кругом" с солистом Сашей Алексеевым, обладателем мягкого лирического тенора очень красивого серебряного тембра, и могучая "Вниз по матушке по Волге", шуточная "Я на горке сижу", украинская "Щедрик", югославская "Ядран", латышская "Ветерочек", польская "Песня ловичанских девушек", хоры Генделя, Мендельсона, Брамса, Алябьева, "Ночевала тучка" Чайковского, да еще и оперные хоры, чего мы и предположить не могли - из "Проданной невесты" Сметаны, "Бориса Годунова" Мусоргского," Вильгельма Телля" Россини. Отзываясь на царившую в хоре атмосферу готовности к преодолению трудностей, Александр Иванович ввел в репертуар "Комсофлотский марш", "Марш энтузиастов" Дунаевского, песни Туликова, "Бухенвальдский набат" Мурадели. Пели произведения и других советских композиторов, хоры Г. Свиридова. При этом Александр Иванович терпеливо, но настойчиво добивался совершенствования основных компонентов хорового исполнения - чистоты строя, выверенного ансамбля и четкой дикции. Ну, а результаты? Не вполне отдавая себе в этом отчет, мы стремились к весомым результатам - успеху, одобрению. Зачем? Казалось бы, и без того заниматься академическим пением с нашими хормейстерами бесконечно интересно и приятно. Вряд ли тогда мы раздумывали над этим, но, видимо, суть здесь в необходимости получать и общественную оценку своей деятельности. И все-таки - "хор помогает воспитанию молодых инженеров"? Во-первых, давно была найдена формула: " Хор - консерватория ЛЭТИ". Возможно, для нынешних хористов, в большинстве, наверное, получивших музыкальную подготовку в школьные годы, это менее актуально, но наше поколение - школьники военных и первых послевоенных лет - в основном, именно в хоре постигало и азы музыкальной грамоты, и элементы певческого искусства, и - что еще важнее - развивало свою музыкальную культуру в целом, а ведь это часть гармонического развития личности. Во-вторых, хоровое пение - искусство коллективное. Хорист даже с прекрасными вокальными данными может принести хору вред, а не пользу, если он не научился слышать своих товарищей по хоровой партии и по всему хору и соразмерять свой голос с общим звучанием, общей манерой, общим настроением, участвуя в то же время сам в их формировании и следуя жесту дирижера. Так что хор - прекрасная школа коллективизма, по-своему уникальная форма взаимодействия коллектива и личности, а это в нашей стране, с ее богатыми коллективистскими традициями разных эпох, вряд ли когда-нибудь перестанет быть актуальным. Может быть, поэтому в те годы хор, как коллектив, и очень многие его участники играли очень активную, если хотите -выдающуюся роль в общественной жизни института. К V-му отчетному концерту в репертуаре хора было около 40 произведений - репертуар сильно вырос. Однако как вырос и каждый из нас, какой богатый мир открылся каждому в хоре! Мы были одержимы любовью к хоровому пению, музыке, искусству и гордились этой своей одержимостью. А выходило нас в те годы на сцену - до 140 и более человек! |