Новый руководитель.Началось это так. Таня Горбунова, староста хора ("старшина", как обращался к ней Григорий Иванович), и Саша Чернявский пошли домой к Александру Ивановичу. "До этого мы знали, - вспоминают они, - что он руководит уже 5 лет технологами; они быстро приобрели известность как очень квалифицированный хор, а в руководителе души не чают. Нам на лестнице встретился Александр Иванович, который как раз собрался идти в Лесотехническую Академию договариваться насчет руководства их хором. Мы постарались уговорить его хотя бы зайти к нам и самому убедиться, что ему будет очень интересно с нами, а нам нужен именно он". Договорились встретиться в институте, с участием хорового актива. И вот через несколько дней в профкоме собрались человек 20 хористов - актив хора. Знакомились с нашим будущим руководителем А.И. Крыловым и его помощником B.C. Фоминым. Народ собрался горячий, всем хотелось говорить, т.к. всех волновала дальнейшая судьба хора. Хотелось, чтобы в институте был хороший, дружный хоровой коллектив. Все наперебой рассказывали о том, что мы хотим, как мы работали раньше, что поем и что хотим петь. И все это внимательно слушал, изредка задавая вопросы, тогда еще незнакомый человек - А.И. Крылов. Он тогда решал для себя вопрос: брать ему или не брать второй студенческий коллектив. В то время мы не знали еще почти ничего о хоре технологов и его руководителе. Нас волновала судьба нашего хора. Все собравшиеся очень любили петь и очень любили свой коллектив. Решили устроить репетицию, собрать на нее хористов, желающих петь. Собралось человек 40 - 50. На этой репетиции мы пели Александру Ивановичу свой репертуар, вернее, те вещи из репертуара, которые мы любили особенно. В основном это были произведения a'capella, поэтому мы не страдали из-за отсутствия концертмейстера. Пели тогда "Колечко" Пигарелли, "Музыкальный момент" Шуберта, "Весну" Шумана, "В прибрежном колхозе" Оякяера. Пели без дирижера, но с воодушевлением. Теперь, вспоминая все это, понимаешь, что хорошо петь тогда мы не могли, по крайней мере, технически, но, вероятно, покорила наша искренность. И как ни неумело было наше исполнение, А. И. Крылов разглядел главное, за что следовало и можно было ухватиться - море энтузиазма и задора. Ведь мы очень хотели понравиться нашему будущему руководителю. И мы понравились, вернее понравился боевой дух, что царил на этой репетиции. Итак, у нас новый руководитель - Александр Иванович. Постепенно жизнь в хоре налаживалась. Этому помогала неукротимая энергия нашего руководителя и наше горячее желание. Хотим хорошо петь! Началась упорная систематическая работа по обогащению репертуара, повышению культуры хорового пения. Вот что позже рассказывала об этом времени Тамара Дмитриева. "1955 год. Около 60 человек поют в институтском хоре. Но они еще не коллектив. Они приходят сюда просто потому, что им нравится петь. Проходит два года. Те же 60 поют по вечерам в институтском зале. Но теперь они приходят сюда потому, что им нравится петь вместе, все они - единомышленники, коллектив, хор. Именно так представляется многим из нас рождение сегодняшнего хора". Однако в этой работе возникли "специфические" трудности. Наш горячий "электротехнический" темперамент, который так понравился Александру Ивановичу в начале, начал ему очень сильно мешать на репетициях. Шумная реакция на любое замечание руководителя, стихийные споры по поводу репетируемого произведения -тогда у многих из нас это считалось в порядке вещей. У большинства даже хористов со стажем не было еще того серьезного, профессионального отношения к занятиям, которое появилось значительно позднее. Мы получали огромное удовольствие от репетиций, выступлений на концертах, но не осознали еще, что хорошо петь - это значит много, упорно и целеустремленно работать. Все это мы поняли и осознали позднее. Перед Александром Ивановичем возникла сложная, многогранная задача как в организационном, так и в творческом отношении. Нужно было, взяв все ценное, что сложилось в хоре при Г. И. Беззубове, заставить хор петь по-своему, придать хору свой творческий почерк. А срок очень короткий. Весной - Первый отчетный концерт. Нужно спешить, а работа не всегда еще идет гладко. Еще не хватает коллективу сплоченности и организованности. Еще бывали случаи срыва репетиции, когда зимой приходило 2 человека. Но Александру Ивановичу удалось мобилизовать хор, зажечь его творческим огнем. Интересная работа хора начала притягивать к нему людей. В хоре росло пополнение. Хор креп, росло его мастерство, и к весне он был уже готов ко встрече со слушателями. |